Skisportclub.ru

Спорт и Здоровье
8 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Профилактика заболеваний и стрессовых состояний

Профилактика стрессовых состояний

Профилактика стрессовых состояний — системное воздействие на эмоциональную, мотивационную, волевую, поведенческую составляющие личности, на снижение негативных воздействий внешних стресс- факторов, целью чего является предупреждение стрессовых состояний и формирование высокого качества жизни.

В соответствии с классификацией, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, различают первичную, вторичную и третичную профилактику стрессовых состояний человека.

При первичной профилактике реализуются меры по снижению или удалению стрессовых факторов, чаще связанных с внешними условиями. Первичной профилактикой считается комплекс социальных, медицинских и психологических мероприятий, направленных на усиление защитных факторов и уменьшение воздействия стрессов на человека. Традиционно считается, что первичная профилактика носит массовый характер, направлена на поддержание психологической устойчивости и реализуется в работе с условно здоровыми людьми.

Например, организация рабочего места работника или обучающегося, изменения условий жизни, учебы или труда, внедрение здоровьесберегающих технологий, забота о конструктивных стилях взаимодействия и т.п. — все это критерии первичной профилактики.

Под вторичной профилактикой стрессов подразумевается система мероприятий, направленная на изменение уже возникшего стрессового состояния с акцентом на развитие личностных ресурсов человека. Целью вторичной профилактики является предотвращение перехода стрессового состояния в хроническую форму, изменение неконструктивных паттернов поведения на конструктивные и предупреждение стрессовых расстройств.

В данном случае используются различные обучающие методы преодоления стрессовых состояний. Это могут быть тренинги, ролевые игры, имитационные эксперименты, антистрессовые методики и т.д., позволяющие людям эффективно справиться со стрессовым состоянием.

Третичная профилактика стрессов чаще всего направлена уже на серьезную психотерапию и реабилитацию людей, находящихся в хроническом стрессовом состоянии.

Третичная профилактика — это система мероприятий, направленных на снижение риска возобновления стрессовых расстройств, посттравматических стрессовых состояний и связанных с этим поведенческих нарушений и на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к новым условиям среды и формированию эффективных преодолевающих стратегий поведения.

Целью такой профилактики является восстановление личностного, профессионального и социального статуса человека.

Среди наиболее популярных реакций организма на стресс, выделяют:

-беспричинные и частые приступы раздражительности, злобы, недовольства окружающими человека людьми, обстановкой, миром;

-вялость, слабость, депрессия, пассивное отношение и не желание общаться с людьми, даже с родными и близкими, быстрая утомляемость, нежелание что-либо делать;

-бессонница, беспокойный сон;

-невозможность расслабиться, постоянное напряжение нервное системы, физического тела;

-приступы страха, паники;

-плохая концентрация внимания, заторможенность, сложность в понимании обычных вещей, снижение интеллектуальных возможностей, проблемы с памятью, заикание;

-недоверие к себе и окружающим людям, суетливость;

-частое желание плакать и рыдания, тоска, самосожаление;

-отсутствие желания употреблять пищу, или же наоборот, чрезмерное желание покушать;

-нервный тик, неспецифические для пациента желания кусать себе ногти, прикусывать губы;

-повышенная потливость, повышенная возбудимость, расстройства пищеварительной системы (диарея, тошнота, рвота), кожный зуд, головная боль, головокружения, учащенное сердцебиение, дискомфорт в грудной клетке, проблемы с дыханием, чувства удушья, резкое повышение температуры тела, озноб, онемение или покалывание в конечностях;

— повышенный интерес к алкоголю, наркотикам, курению, компьютерным играм и другим вещам, которые ранее человека особо не интересовали.

Развитие стресса происходит в три фазы:

-Мобилизация. Организм реагирует на стрессор тревогой и мобилизирует свои защитные силы и ресурсы для противостояния стрессовому фактору.

-Противостояние. Организм противостоит стрессовой ситуации, человек активно ищет выход из нее.

-Истощение. При большой продолжительности влияния на человека стрессового фактора, организм начинает истощаться, и стает уязвимым для вторичных угроз (различные болезни).

Принципы лечение стресса

Лечение стресса включает в себя следующие пункты: удаление стрессора (фактора стресса); физиологические процедуры; принятие успокаивающих (седативных) препаратов; психологическую коррекцию.

Профилактика стресса

Чтобы минимизировать развитие стресса, следует обратить внимание на следующие рекомендации:

-вести активный образ жизни;

-употреблять пищу, обогащенную витаминами;

-старайться найти работу по душе;

-отказаться от алкогольных напитков, не употреблять наркотические средства;

-больше времени проводить на свежем воздухе, отдыхать на природе;

-ограничить себя в употреблении кофеина (кофе, крепкий черный чай);

-не смотреть и не слушать то, что доставляет неприятность (фильмы, музыка, новости);

-следить за своим ребенком — что он читает и смотрит, ограничить его от информации насильственного, потустороннего и оккультного характера;

-делиться своими переживаниями с друзьями или родственниками, которым доверяете;

Важно помнить: если появилось чувство, что невозможно преодолевать стрессовые ситуации, следует обратиться за консультацией к специалисту -психологу, либо к неврологу или психотерапевту.

Профилактика стрессовых состояний

Профилактика (греч. prophilaktikos — предохранительный) изначально относилась к области медицины и была направлена на создание системы предупреждения заболеваний и обеспечения высокого уровня здоровья людей, улучшения условий быта, труда и отдыха населения.

Профилактика стрессовых состояний — системное воздействие на эмоциональную, мотивационную, волевую, поведенческую составляющие личности, на снижение негативных воздействий внешних стресс- факторов, целью чего является предупреждение стрессовых состояний и формирование высокого качества жизни.

В соответствии с классификацией, предложенной Всемирной организацией здравоохранения, различают первичную, вторичную и третичную профилактику стрессовых состояний человека.

При первичной профилактике реализуются меры по снижению или удалению стрессовых факторов, чаще связанных с внешними условиями. Первичной профилактикой считается комплекс социальных, медицинских и психологических мероприятий, направленных на усиление защитных факторов и уменьшение воздействия стрессов на человека. Традиционно считается, что первичная профилактика носит массовый характер, направлена на поддержание психологической устойчивости и реализуется в работе с условно здоровыми людьми.

Читать еще:  Назовите два заболевания органов пищеварения

Например, организация рабочего места работника или обучающегося, изменения условий жизни, учебы или труда, внедрение здоровьесберегающих технологий, забота о конструктивных стилях взаимодействия и т.п. — все это критерии первичной профилактики.

Под вторичной профилактикой стрессов подразумевается система мероприятий, направленная на изменение уже возникшего стрессового состояния с акцентом на развитие личностных ресурсов человека. Целью вторичной профилактики является предотвращение перехода стрессового состояния в хроническую форму, изменение неконструктивных паттернов поведения на конструктивные и предупреждение стрессовых расстройств.

В данном случае используются различные обучающие методы преодоления стрессовых состояний. Это могут быть тренинги, ролевые игры, имитационные эксперименты, антистрессовые методики и т.д., позволяющие людям эффективно справиться со стрессовым состоянием.

Приведем некоторые примеры вторичной профилактики стрессовых состояний людей.

Одним из хорошо себя зарекомендовавших способов профилактики стрессовых состояний личности является имитационный эксперимент, основанный на ролевых играх в учебных ситуациях, позволяющий людям приобрести навыки адекватного реагирования на реальную стрессовую ситуацию в искусственно созданных условиях. Акцент делается на «невидимую» эмоциональную и отношенческую подготовку, а не только на закрепление видимых знаний, умений, навыков, проявляющихся в поведении людей.

Например, создается имитация деятельности в условиях принятия эффективных решений при ограниченном времени в стрессовой ситуации; делается анализ типичных ошибок, совершаемых людьми под воздействием аффекта в стрессовых ситуациях; просто повторяющихся ошибок без воздействия аффектов. Исследователи Э. Ли, В. Наеф, А. Наеф и Р. Блейклок назвали это «комедией человеческой природы» [1] .

При этом создаются условия, в которых можно посмотреть на себя и свое поведение со стороны, проанализировать мотивы и эмоции. Основываясь на транзактной теории внутренней мотивации Э. Берна, Э. Ли, В. Наеф, А. Наеф и Р. Блейклок предлагают объясняющую модель анализа состояний человека в стрессовой ситуации.

Так, за основу берутся четыре критерия: «Я в норме» — «Я не в норме»; «Вы в норме» — «Вы не в норме». В позитивном состоянии человек воспринимает ситуацию: «Я в норме — Вы в норме». В этом случае человек доверяет миру и людям, принимает других, хорошо ориентируется в ситуации, мотивирует других. В состоянии «Я в норме — Вы не в норме» человеку характерен излишний контроль, анализ, критичность в отношении других, отсутствие делегирования ответственности (рис. 5.2).

Состояние «Я не в норме — Вы в норме» сопровождается недостатком уверенности в себе, экстернальным локусом контроля, чрезмерной ориентацией на поиск помощи у других. В состоянии острого стресса человек попадает в негативное поле, где возникает риск стрессовых расстройств.

Рис. 5.2. Объясняющая модель анализа состояний человека в стрессовой ситуации

Данные состояния не являются статичными, человек не может быть идеален во всех отношениях, важно отслеживать переходы из одного состояния в другое. И такую возможность дает имитационный эксперимент. Хорошие имитации дают возможность людям в безопасных условиях отследить негативные тенденции в своем эмоциональном и мотивационном поле, в поведении, исправить неэффективные способы и поведенческие проявления для предотвращения возникновения их в будущем при столкновении с реальной стрессовой ситуацией.

Так, Э. Ли, В. Наеф, А. Наеф и Р. Блейклок описывают стандартную процедуру имитации, которая включает:

  • 1) брифинг (разогрев);
  • 2) дебрифинг (обсуждение);
  • 3) формирование эффективных действий (выработка автоматических реакций на стрессовые ситуации).

Особое внимание следует уделить пяти важнейшим человеческим сигналам: словам, звукам, жестам, выражению лица, положению тела. Именно они сигнализируют о первичной реакции на стресс. Имитационный эксперимент призван обучить человека быть внимательным к своим и чужим сигналам в потенциально опасной ситуации и использовать наиболее эффективные способы ее преодоления.

Использование антистрессовых методик, развивающих пластичность мозговых механизмов (стрессадаптация) и позволяющих человеческому организму автоматически включать поддержание оптимального уровня нервно-психического напряжения при столкновении со стрессовыми раздражителями, является еще одним способом вторичной профилактики стрессовых состояний. Такие методики способствуют предотвращению достижения критического уровня нервного и эмоционального напряжения.

Использование антистрессовых методик — хорошая основа для создания наилучшего психофизического состояния; закрепления данного состояния в виде положительного опыта и возникновения дополнительного ресурса; для реализации сформированных позитивных ресурсов и обеспечения условий быстрой отработки навыков саморегуляции.

При использовании антистрессовых методик акцент делается на формировании способности в управлении своим функциональным состоянием. Например, управление вегетативными реакциями, такими как сердцебиение, головная боль, чувство тяжести в ногах и т.п. Нейтральное состояние в ответ на стресс достигается с помощью использования приемов медитации в сочетании с физическими упражнениями. С целью повышения устойчивости к стрессу используют многочисленные повторения желательных реакций на стресс, дополняющиеся кодовыми фразами или условными жестами, которые «помнит» тело. Таким образом, использование данных способов позволяет предотвратить сильные эмоциональные и поведенческие реакции человека на стрессы.

Одним из наиболее популярных подходов к профилактике стрессовых состояний является копинг-профилактика, основанная на теории копинга Р. Лазаруса. В рамках данного подхода разрабатывается множество профилактических программ. Профилактическая программа рассматривается как систематизированное изложение основных целей, задач и линий профилактической деятельности. Как правило, такая программа включает план реализации намеченных мероприятий, описание предполагаемого результата, методического обеспечения и результативности. Выделяют следующие виды программ по профилактике стрессов и стрессовых состояний:

  • 1) постоянно действующие на базе одной организации, где проводятся регулярные занятия с потенциальными продолжателями профилактической работы на местах (например, в своих организациях);
  • 2) систематические, предполагающие проведение регулярных мероприятий по профилактике стрессов и стрессовых состояний, рассчитанных на определенный промежуток времени (месяц, полгода, год);
  • 3) периодически действующие, которые не предполагают систематическую деятельность по профилактике стрессов, целью которых является проведение мероприятий эпизодически. Данные программы нацелены на общую информированность участников о способах предотвращения стрессов и оптимизацию негативных состояний.
Читать еще:  Назовите два заболевания органов пищеварения укажите причины

Как видим, при реализации программ профилактики стрессов и стрессовых состояний возможна реализация как первичной, так и вторичной профилактики.

Третичная профилактика стрессов чаще всего направлена уже на серьезную психотерапию и реабилитацию людей, находящихся в хроническом стрессовом состоянии.

Третичная профилактика — это система мероприятий, направленных на снижение риска возобновления стрессовых расстройств, посттравматических стрессовых состояний и связанных с этим поведенческих нарушений и на активизацию личностных ресурсов, способствующих адаптации к новым условиям среды и формированию эффективных преодолевающих стратегий поведения.

Целью такой профилактики является восстановление личностного, профессионального и социального статуса человека.

1. Создать модель программы профилактики стрессовых состояний, например, в условиях экзамена. Программа должна состоять из двух — трех занятий.

Правила составления профилактической программы:

  • 1) это должна быть уникальная, отличная от других программа. Нужно дать ей название;
  • 2) необходимо соблюдать логику изложения материала в программе. Обратить особое внимание на структуру программы;
  • 3) выбрать целевую аудиторию (для кого программа?):
    • • учесть формальные признаки аудитории (возраст, пол, национальность и др.);
    • • неформальные признаки (ценности, стереотипы, проблемы, желания и др.);
  • 4) учесть правила усвоения информации участниками (рис. 5.3).

Рис. 53. Пирамида усвоения знаний

  • 2. Посмотрите мультфильм «Смешные насекомые» (продюсеры S. Ahn, Е. Kang; режиссер J. Meang) [2] и ответьте на вопросы:
    • а) Почему главному герою свойственно наступать на одни и те же грабли?
    • б) Что необходимо сделать, чтобы изменить данную неприятную ситуацию?

Способы профилактики стресса

Стресс является неотъемлемым компонентом жизни современного человека. Несмотря на развитие цивилизации, люди так и не смогли избавиться от факторов, вызывающих стрессы. Проблемы поиска пищи, выживания и защиты от врагов, актуальные для наших далеких предков, сменились на постоянное беспокойство о политической и экономической обстановке в стране и мире, угрозой безработицы, социальной незащищенностью, ростом преступности и терроризма. Даже повседневные проблемы – конфликты на работе и дома, сдача экзаменов, неразделенная любовь, переезд, болезни близких людей – негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека. Как же бороться со стрессом и можно ли от него защититься?

Теория стресса Г. Селье

Термин «стресс» произошел от французского слова «estresse», что означает «угнетенность», «подавленность». Стресс – это состояние повышенного физического или психического напряжения, возникающее под влиянием того или иного фактора.

Канадский ученый Ганс Селье является создателем теории стресса. Он считал, что организм, сталкиваясь с разного рода факторами, такими как боль, холод, страх, опасность, быстрый бег, эмоциональное потрясение, потеря крови и т. д., включает специальные механизмы защиты от стресса, отвечая на раздражители не только защитной реакцией, но и однотипным физиологическим процессом. Этот процесс представляет собой полную мобилизацию, приспособление к неожиданной ситуации. Это требует от организма большого напряжения и затраты огромного количества сил.

Г. Селье предложил гипотезу, согласно которой старение организма происходит в результате воздействия на него всех стрессов, с которыми ему приходилось сталкиваться в течение жизни. Любой, особенно травматический стресс вызывает необратимые изменения в химическом балансе организма. Накапливаясь, эти изменения запускают механизм старения. Постоянный стресс особенно опасен для клеток мозга и нервной системы. Г. Селье подчеркивал, что профилактика психоэмоционального стресса очень важна для здоровья и долголетия.

Виды стресса

В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

  • Физиологический стресс возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре.
  • Психологический стресс провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями.
  • Эмоциональный стресс представляет собой примерно то же, что и психологический.
  • Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время.

Все виды стресса негативно сказываются на здоровье и психологическом состоянии человека.

Чем опасен стресс?

Стрессовые ситуации негативно влияют не только на психологические механизмы, но и на весь организм в целом, приводя к ряду проблем. Стресс вызывает следующие нарушения в организме:

  • повышает риск возникновения заболевания нервной, сердечно-сосудистой, пищеварительной системы;
  • снижает иммунитет и сопротивляемость различным заболеваниям;
  • вызывает нарушения сна, хроническую усталость, нервозность, раздражительность, ухудшает общее состояние;
  • провоцирует появление спазмов в мышцах и фантомных болей в суставах, головные боли;
  • вызывает ухудшение аппетита или, наоборот, желание «заесть» стресс, употребляя большое количество пищи;
  • разрушает многие витамины, нарушает обменные процессы;
  • вызывает ухудшение памяти и эмоциональную неустойчивость;
  • способствует появлению депрессии, апатии, утрате интереса к жизни.

Способы профилактики стресса

Стресс, как и болезнь, легче предотвратить, чем лечить. Поэтому важно научиться предотвращать появление стресса, своевременно избавляясь от негативных эмоций, физического и психологического переутомления. Какие же методы профилактики стресса существуют?

Читать еще:  Комплекс лечебной гимнастики при заболеваниях легких

  • Отдых. Регулярный отдых играет большую роль в нормальном функционировании организма. Даже самый занятый человек должен всегда находить время для отдыха. Важно отдыхать не только телом, но и душой. Можно погулять на свежем воздухе, почитать интересную книгу, посмотреть увлекательный фильм, пообщаться с друзьями, поиграть с детьми или домашними животными. Каждый человек может найти массу интересных занятий, которые расслабят его и поднимут настроение.
  • Полноценныйсон. Здоровый сон – это хорошая защита от стресса. Выспавшийся человек имеет более высокую стрессоустойчивость. Чтобы сон был крепким, нужно приучить себя ложится в одно и то же время, не засиживаться допоздна, не принимать пищу за три часа до сна, не употреблять перед сном чая, кофе, алкоголя. Перед сном можно прогуляться в течение получаса или хотя бы просто немного постоять возле открытого окна или на балконе. Спальню желательно проветрить, чтобы воздух был свежим. Полноценный сон – это хорошая профилактика экзаменационного стресса, который часто возникает у студентов и школьников во время сдачи экзаменов.
  • Правильноепитание. При стрессе в организме происходят различные сбои. Сбалансированное питание насыщает его всеми необходимыми витаминами и микроэлементами. Это повышает иммунитет, делая организм более выносливым и стрессоустойчивым.
  • Спорт. Спортивные занятия являются отличным способом преодоления стресса. Каждый человек может выбрать себе наиболее подходящий вид спорта, исходя из своих предпочтений и физических возможностей. Спорт можно заменить танцами. Танцы особенно полезны для женщин, потому что не только укрепляют тело и развивают пластику, но и способствуют раскрытию женственности и повышению самооценки.
  • Массаж. Массаж благоприятно воздействует на организм, помогая снять усталость и мышечное напряжение, что в свою очередь способствует эмоциональному расслаблению. Это настоящая антистрессовая релаксация.
  • Водныепроцедуры. Вода благоприятно влияет на организм человека и помогает бороться со стрессами. Расслабляющие ванны с ароматическими маслами, регулярное посещение бассейна, купание в природных водоемах полезны для физического и психического здоровья и являются простыми и действенными способами релаксации.

Что такое профессиональный стресс?

Психологи выделяют еще одну разновидность стресса – профессиональный стресс. Он представляет собой эмоциональное напряжение, сопутствующее профессиональной деятельности человека. Если работник испытывает трудности в своей повседневной деятельности, имеет напряженные отношения с сотрудниками, руководством, или просто не удовлетворен своей работой, у него постепенно развивается стресс. Профессиональный стресс можно разделить на три вида:

  • Рабочий. Причины, вызывающие его, связаны с условиями труда (неудобный график работы, плохая организация рабочего места, однообразная работа, недостаточная безопасность труда).
  • Производственный. Связан с самой профессией или видом деятельности (психологический климат в коллективе, профессиональный уровень, социальная ответственность, ролевой статус).
  • Организационный. Его причиной является негативное влияние на работника особенностей самого предприятия (стиль управления, кадровая политика, нарушение субординации, организационные изменения).

Ни один человек не застрахован от профессионально стресса. В группу риска попадают владельцы предприятий, директора и менеджеры, а также рядовые сотрудники. Помимо внешних факторов, вызывающих стресс, большое значение имеют и индивидуальные особенности личности работника. Больше всего подвержены стрессу люди с повышенным уровнем тревожности, эмоционально лабильные и склонные к депрессивным реакциям.

Последствия профессионального стресса могут серьезно отразиться на человеке. У него появляется неудовлетворенность своей профессией, апатия, депрессия, снижение самооценки, тревожность и раздражительность. Кроме эмоциональных реакций, стресс провоцирует у работника возникновение мышечных и головных болей, переутомление, сердечно-сосудистые проблемы. В результате хронического стресса организм включает психологическую защиту, и у человека наступает профессиональное выгорание.

Подмечено, что профессиональный стресс, возникающий у одного из работников, может постепенно охватить весь коллектив. В результате в коллективе нарастает напряженность, учащаются конфликты, снижается продуктивность труда, повышается текучесть кадров, у работников падает мотивация к труду, появляется критика в адрес руководства. Все это негативно отражается на работе предприятия. Поэтому руководство должно быть заинтересовано в профилактике стресса у своих работников и коррекции их психоэмоционального состояния.

Профилактика профессионального стресса

Основными средствами профилактики стресса на предприятиях являются следующие:

  1. Информирование работников предприятия. Руководство предприятия обязано ввести систему информирования сотрудников о том, что такое профессиональный стресс и каковы его признаки. Удобнее всего печатать информацию о стрессе и методах его профилактики в корпоративной газете или вывешивать на информационном стенде, чтобы каждый работник мог с ней ознакомиться. Идеально, если на предприятии имеется психолог, к которому работники могут обращаться со своими проблемами.
  2. Проведение тренингов для работников предприятия. На этих тренингах персонал обучают умению избегать стрессовых ситуаций, нахождению оптимальных решений в трудных ситуациях, приемам управления стрессом.
  3. Проведение тренингов для руководства предприятия. Руководителей тоже обучают поиску наиболее успешных стратегий управления, умению брать на себя ответственность и принимать эффективные решения. Подобные тренинги обычно проводят приглашенные специалисты.
  4. Корректировка микроклимата в рабочем коллективе. Часто профессиональный стресс вызывается неблагоприятным микроклиматом в коллективе. В этом случае довольно эффективными оказываются специальные программы по стресс-менеджменту и конфликт-менеджменту, проводимые специалистами. Для сплочения коллектива полезно организовывать корпоративные праздники, выезды на природу, спортивные мероприятия. Неплохим вариантом может стать создание комнат психологической разгрузки, где каждый сотрудник сможет отдохнуть и настроиться на рабочий лад.

Таким образом, профилактика стресса очень важна для здоровой и полноценной жизни человека и эффективной профессиональной деятельности.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector